Достопримечательности Испании, объявленные ЮНЕСКО достоянием человечества

  • Исторический центр города Кордова (Centra historico de Cordoba) 1984 г.
  • Дворцовые ансамбли Альгамбра, Хеиералифе и Альбайсин (Alhambra, Generalife у Albaycin), Гранада — 1984 г.
  • Готический Кафедральный собор (Catedral), Бургос — 1984 г.
  • Дворец-монастырь Эль-Эскориал (El Escorial), Мадрид — 1984 г.
  • Дом Мила архитектора А. Гауди, Барселона — 1984 г.
  • Пещеры Альтамиры (Cuevas de Aliamira) с наскальными рисунками, созданными около 15 тыс. лет назад (изображения зверей и птиц), Кантабрия — 1985 г.
  • Старый город Сеговии с древнеримским акведуком (Ciudad vieja dc Segovia у su acueducto) —1985 r.
  • Культурные памятники Овьедо и Королевства Астурии (monumcntos dc Ovicdo у del Rcino de Asturlas) — 1985 г.
  • Старый город Сантьяго-де-Компостела (Ciudad vieja de Santiago dc Compostela), Ла Корунья — 1985 г.
  • Старый город Авилы с ансамблем близлежащих церквей (Ciudad vieja de Avila e iglesias extra-muros) — 1985 r.
  • Архитектура стиля мудехар города Теруэль (Arquitectura Mudejar de Teruel) — 1986 г.
  • Историческая часть города Толедо (Ciudad historica de Toledo)-1986 г.
  • Национальный парк Гарахонай (Parque Nacional de Garajo-nay), остров Ла Гомера (Канарские острова) — 1986 г.
  • Старый город Касереса (Ciudad vieja de Caccres) — 1986 г.
  • Кафедральный собор, Алькасар и архив Вест-Индии в Севилье (Catedral, Alcazar у Archivo de Indias de Sevilla) — 1987 r.
  • Старый город Саламанки (Ciudad vie}a de Salamanca) — 1988 r.
  • Монастырь Поблси (monasterio dc Poblci), Таррагона — 1991 r.
  • Археологический ансамбль Мериды (conjunto arqueologico de Merida), Бадахос —1993 г.
  • Королевский монастырь Сайта-Mapия-дс-Гвадалупе (el monasterio real de Santa Maria de Guadalupe), Kacepec — 1993 r.
  • Паломнический маршрут Путь Св. Якова (El Camino de Santiago de Compostela) — 1993 г. Он начинается от границы Франции с Испанией и насчитывает около 1800 древних исторически значимых зданий, главным образом религиозного назначения.
  • Национальный парк Доньяна (Parque Nacional de Dofiana), Уэльва —1994 г.
  • Историческая укрепленная часть города Куэнки (Ciudad historica fortlfieada de Cuenca) 1996 г.
  • Ла Лонха-де-ла-Седа (la Lonja de la Seda), Валенсия 1996. Группа исторических зданий, построенных в период между 1482 и 1533 гг., изначально была предназначена для осуществления торговых операций с шелком (исп. seda — шелк), отсюда и название.
  • Дворец каталонской музыки и больница Сан Пау, Барселона.
  • Монастыри Сан-Мильян в Йусо и Сусо (Monasteries de San Millan de Yuso у de Suso), Ла Риоха 1997 г.
  • Наскальное искусство Средиземноморской дуги Иберийского полуострова (Arie Rupeslre del Arco Meditcrraneo de la Peninsula Iberica) 1998 r.
  • Университет и исторический укрепленный центр города Алкала де Энарес (Universidad у Recinlo Historico de Alcala de Henarеs), Мадрид – 1981.
  • Ибица, разнообразие биологических видов и культуры (Ibiza, btodiversidadyculiura) — 1999 г.
  • Город Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (San Cristobal de la Laguna), Тенерифе — 1999 г.
  • Археологический ансамбль древнеримского города Танако (Conjunio Arqueologico de Тапасо), Таррагона — 2000 г.
  • Пальмовая роща в Эльче (palmeral de Elchc), Аликанте — 2000 г.
  • Стены римского периода в городе Луга (murallas romanas de Lugo) 2000 г.
  • Ансамбль романских церквей долины Валь де Бои (igleslas romanicas de Vail de Boi),— 2000 г.
  • Археологические раскопки вблизи города Атапуэркэ, одного из первых человеческих поселений в Европе, существовавшего более I млн лет тому назад (yacimienios arqucologicos i de Atapuerca), Бургос — 2000 г.

Исторические и архитектурные памятники Мадрида

Шедеврами монументальной скульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV (1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники X. Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы, никого не оставят равнодушным.

Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.

Вход в Королевский дворец открыт через Оружейную площадь, которая долгое время служила для церемоний смены королевского караула и военных парадов, привлекавших множество мадридцев. Широкая лестница ведет в салон, где в 1841 г. произошел кровавый бой между стражниками, охранявшими королевскую семью, и восставшими мадридцами. Сейчас этот салон украшен фламандскими гобеленами XVI в., рыцарскими доспехами, изготовленными лучшими итальянскими и испанскими мастерами (многие из них «детских размеров», предназначавшиеся для принцев). Обращает на себя внимание роспись потолка, выполненная по мотивам «Энеиды» Вергилия.

В Колонном зале, отличающемся пышным убранством, во времена Карлоса III проводились празднества и банкеты. В 1879 г. по случаю второй женитьбы Альфонсо XII были объединены три зала, которые образовали салон для торжественных приемов, где и сейчас король устраивает обеды по случаю приезда в Испанию глав государств. Достопримечательность Колонного зала — три скульптуры (одни из немногих, сохранившихся после пожара 1734 г.)- В этом зале, начиная с Карлоса III и кончая Альфонсо XIII, проводилась ритуальная церемония «омовения ног», когда в пасхальный четверг королевская семья и знатные дамы двора обмывали ноги 24 нищим старцам.

Вместе с грязной водой после «омовения», разумеется, выплескивались и все грехи монархов. Конечно, ноги бродяг отмыть было невозможно, да короли и не старались, притрагивались к ним лишь пальчиком, брезгливо отвернувшись в сторону, но сами монархи после этой мучительной для них процедуры считались чистенькими. После восшествия на престол нынешнего короля Хуана Карлоса в эту игру во дворце уже не играют.

А рядом зал, который в прошлом веке прозвали «трамваем» — за его продолговатую форму и диваны по стенам. В нем собрана фламандская, итальянская и испанская живопись, в том числе «Голова женщины» Веласкеса, портреты Филиппа 111 и Маргариты Австрийской. Бесконечен список художественных богатств королевского дворца — картин, гобеленов (многие ил которых воспроизводят сцены из «Дон Кихота»), ковров, старинных часов, люстр, кувшинов, скульптур, музыкальных инструментов, древнего оружия, мебели.

С 1950 г. по решению административного совета национального достояния дворец был открыт для посещения публики. Король же в нем появляется лишь но время торжественных приемов по случаю государственных визитов и на церемониях вручения верительных грамот послами. Официальные встречи и беседы он проводит в своем загородном дворце Сарсуэла, там же монарх постоянно живет.

Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины.

Рядом с площадью Энкарнасьон находится Королевский театр, возведенный в XVII веке. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом, в музее собраны многие шедевры мирового искусства.

Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади. Композиция представляет собой колесницу, в которую запряжены львы.

Среди других многочисленных достопримечательностей Мадрида можно отметить: церковь Сан-Франсиско-эль-Гранде (XVIII век); парк Буэно-Петиро, в котором расположены зоопарк и ботанический сад; дворец Зарзуэла (резиденция испанских монархов); монастырь Эль-Эсприаль; «Долина Павших» - мемориал погибшим в годы гражданской войны 1936-1939 годов.

Культурную и историческую ценность имеют также башня храма Сан Педро эль Вьехо, Пласа Майор, площадь Вилья и здание Муниципалитета, Королевский дворец и окружающие его сады.

Самым знаменитым фонтаном Мадрида считается фонтан «Сибелес», сооруженный в том месте, где сходятся проспекты Алькала и Кастелья. Дочь Неба и Земли, жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна и Плутона, Сибелес изображена на колеснице, запряженной львами. Она давно стала символом Мадрида, как символом Парижа — Эйфелева башня, Египта — древние пирамиды, Нью-Йорка — статуя Свободы.

Мифологическая богиня на фоне Триумфальной арки Пуэр-та-де-Алькала не сходит с обложек путеводителей по испанской столице. Не случайно ее называют «вечной невестой Мадрида». Правда, это не мешает испанцам отпускать в адрес Сибелес немало шуток, порой весьма двусмысленных. Весной 1986 г. группа молодежи устроила на фонтане театральное представление пьесы Рамона Льоренте «Свадьба халифа и Сибелес». На статую натянули свадебную вуаль, сунули в каменную руку букет цветов. Сам автор пьесы играл роль посланника ада. Спектакль, в котором было занято 70 артистов, длился почти два часа, создав, к неудовольствию водителей, автомобильный затор в центре города.

В окрестностях Мадрида находятся важные исторические и культурные центры Испании, такие как Алкала де Энарес, Эль Эскориаль. Недалеко от города возвышается дворец Сарсуэла, резиденция испанских королей Ла Пуэрта дель Соль, а также знаменитый Аранхуэс.

Королевский город Аранхуэс расположен в 50 километрах к югу от Мадрида, на берегу реки Тахо. Свое пышное наименование — «Королевский» — Аранхуэс получил в XVIII столетии, когда испанские короли избрали его в качестве своей резиденции.

В 1717 году Филипп V заказал архитектору Педро Каро Идрого проект будущего дворца. Его строительство продолжалось до 1739 года; параллельно шла разборка старых построек. Новый королевский дворец выстроен в форме буквы «П». Центральную часть возводил итальянский архитектор Джиокомо Бонавиа, два боковых крыла и дворцовую часовню — другой итальянский зодчий, Сабатини. Работы по украшению новой королевской резиденции продолжались вплоть до начала XIX века.

Полотна и скульптуры знаменитых мастеров, великолепная мебель различных стилей, коллекции часов, бронзовые люстры и светильники составляют убранство Аранхуэса.

Наиболее интересен Фарфоровый зал, созданный итальянским декоратором Джузеппе Гуччи в 1760 году. Его стены облицованы поливными керамическими плитками, воссоздающими рисунок китайского фарфора.

В середине XVIII столетия по проекту Хуана Вильяпуэвы был заново перепланирован Главный сад, а на берегу Тахо устроена королевская пристань. Садово-парковый ансамбль Аранхуэса пополнился разбитым на 150 гектарах Садом Принца с павильонами «Дом Моряков», Китайским и Охотничьим.

Сад украшают великолепные фонтаны «Нарцисс» и «Аполлон», выполненные из каррарского мрамора. А в одном из наиболее привлекательных углов Сада Принца, среди магнолий, кленов и лип, притаился изящный павильон — Дом Земледельца, построенный в классическом стиле архитектором Исидро Гонсалесом Веласкесом. Его главным сокровищем является знаменитый Платиновый кабинет, обставленный и отделанный с исключительной роскошью, с использованием золота, платины и бронзы. В коллекции картин, украшающих стены Дома Земледельца — работы лучших испанских мастеров XVIII века.

Перед восточным фасадом дворца по заказу короля Фердинанда VII французский садовник Эстебан Бутелу разбил партерный парк. Главный вход в него отмечен двумя небольшими каменными башнями-павильонами в стиле Людовика XIV. Из трех фонтанов, украшающих парк, выделяется фонтан «Геркулес», созданный архитектором Исидро Гонсалесом Веласкесом. К партерному парку примыкает маленький сад Статуй, названный так из-за окружающих его четырнадцати бюстов римских императоров.

Сад Острова - это уголок развлечений. Помимо многочисленных причудливых фонтанов — «Геркулес», «Аполлон», «Венера», «Диана», «Бахус», «Часы», «Нептун», — здесь устроено множество каскадов и водопадов, один из которых носит название «Кастаньеты» — из-за характерного звука, издаваемого падающей водой. В саду устроена обширная площадка для театральных представлений и концертов.

Парки Аранхуэса плавно переходят в исторический Королевский лес, созданный не столько природой, сколько человеческими руками. Каждое столетнее дерево здесь является памятником природы. Протянувшиеся вдоль берега реки парки, сады и рощи Аранхуэса известны своими прекрасными пейзажами, привлекающими сотни тысяч туристов.

Эскориал

Недалеко от Мадрида находится всемирно известный Эскориал. Это не просто архитектурный ансамбль, резиденция королей, библиотека, музей и крупнейший национальный архив. Мрачной громадой поднимается он, окруженный массивными, как у крепости, стенами с тяжелыми башнями, холодный и неприветливый замок Эль Эскориал производил впечатление огромной глыбы серого гранита.

Битва при Сент-Квентине во Фландрии 10 августа 1557 года, в день великой для испанцев победы, стала вдвойне знаменательной датой, поскольку это был день святого Лаврентия. Но именно в этот день в ходе битвы была разрушена церковь его имени, и испанский король, человек глубоко верующий, поклялся отстроить для святого вместо разрушенной новую церковь. Указ об основании Эскориала составил сам Филипп II.

В пустынных предгорьях закипела работа. Из разных концов империи везли в этот край строительные материалы. Караваны судов доставляли в испанские порты ценнейшие породы деревьев с Вест-Индских островов. Все поглощал ненасытный Эскориал, который обошелся испанской короне в шесть миллионов дукатов. Казалось, что строительству никогда не будет конца. Умирали короли, а дворец оставался недостроенным.

Эскориал называют восьмым чудом света. Он раскинулся обширным прямоугольником (размер внешних стен 161x206 метров), и его безыскусные, по-военному строгие и симметричные фасады могут показаться однообразными. Единственным их украшением являются лишь традиционные для испанской архитектуры угловые башни.

Попытки подсчитать точное число окон и дверей Эскориала никогда не дают одинаковых результатов, и в основном все сходятся на таких цифрах — около 1250 дверей и 2500 окон.

Королевские покои были размещены в Эскориале таким образом, чтобы непосредственно из них король мог пройти в церковь. Когда Филипп II был уже стар и немощен, он все равно имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки святого Лаврентия.

Наследники Филиппа II предпочитали более пышные и просторные апартаменты и к тому же не горели желанием непременно и всегда видеть перед собою главный алтарь. Поэтому они расширили дворец, сделав пристройки к северной стороне церкви. К югу от нее находится двухъярусная галерея крестного хода, окаймляющая внутренний двор — так называемый «Дворик евангелистов», украшенный скульптурными изображениями четырех евангелистов.

Эскориал служил не только дворцом и монастырем, он стал и усыпальницей испанского королевского дома. «Пантеон королей» расположен под главным алтарем церкви, и долгое время он и после смерти Филиппа II оставался незавершенным.

Холодной строгостью отмечено убранство и внутренних апартаментов Эскориала. Сводчатые коридоры, серые гранитные галереи, многочисленные тайные ходы... Наиболее красиво и выдержанно оформлена библиотека, размещенная в длинной галерее у западного входа. Филипп II еще при жизни мог оценить и увидеть ее во всей красе. Плафон библиотеки, которая хранит ценнейшее собрание книг и рукописей, покрыт аллегорическими изображениями наук и искусств.

Одна из самых богатых в Европе картинных галерей находится в Эскориале. Более пяти тысяч полотен насчитывается в ее залах. Она славится прежде всего собранием полотен Тициана, но есть здесь и картины Эль Греко, Веронезе, Тинторетто, Иеронима Босха и Веласкеса. Во дворце экспонируется также ценная коллекция настенных ковров, некоторые из них вытканы по эскизам Гойи и Рубенса.

Во внутренних двориках Эскориала стоят статуи — превосходные скульптуры греческих мастеров. Кроме этого, немало сокровищ таит в себе «Реликарио», где находятся изделия из золота и серебра с вкрапленными в них драгоценными камнями. Здесь же выставлено Евангелие со страницами из чистейшего золота.

Музей Прадо

Для широкой публики этот музей был открыт в 1819 году. Основой для него послужили коллекции картин, которые собирали испанские короли в течение трех столетий. Вначале эти картины предназначались главным образом для украшения дворцовых и церковных капелл. Но в XVI веке (начиная с царствования Карла V) культурные связи Испании с другими европейскими дворами расширяются, и Карл V стал охотно приобретать произведения иностранных мастеров. Его любимым живописцем был Тициан, и в 1548 году он заказывает художнику свой портрет на коне — в память победы под Мюльбергом.

Карл V почти не жил в испанской столице, он предпочитал город Брюссель. Здесь во дворце и хранились приобретенные им коллекции картин Тициана, Моро и других известных живописцев. Впоследствии большинство из этих коллекций было отправлено в Испанию, и теперь они выставлены в Музее Прадо.

Филипп II (сын Карла V), став королем, не покидал Испанию. Он расширил королевские коллекции картин и украсил ими загородный дворец Прадо, перестроенный им для своей третьей жены Елизаветы.

Как и его отец, Филипп II ценил итальянскую живопись и продолжал давать заказы Тициану. Ему нравилась и изощренная художественная фантазия Иеронима Босха, и потому он охотно приобретал его картины. Так в Музее Прадо оказалось лучшее полотно И. Босха «Сад наслаждений».

Главный советник Филиппа IV по приобретению произведений искусства Веласкес приобрел несколько выдающихся произведений Веронезе, Тинторетто, Бассано, и они до сих пор украшают Прадо. Примерно тогда же было куплено много прекрасных картин, и среди них такие шедевры, как «Смерть Богоматери» Монтеньи и «Автопортрет» Альбрехта Дюрера.

В 1628 году в Мадрид с дипломатическим поручением от Нидерландов приезжает великий Рубенс. Роль дипломата не помешала ему заниматься в испанской столице живописью, и написанные им здесь картины сразу же были приобретены испанским королем. Другие произведения Рубенса частью попали в Прадо во время распродажи коллекции после смерти художника («Сад любви», «Три грации» и некоторые другие).

В XVIII веке в Испании большое внимание уделялось развитию естественных наук, и было решено, что первым музеем будет музей будет естествознания. В 1785 году под него отводится место в большом парке Прадо, отсюда впоследствии получил свое название и весь музей. Однако здание для нового музея не было достроено: этому помешали смерть короля Карла III, полное равнодушие к делам культуры Карла IV и последующее нашествие наполеоновской армии.

Только в 1814 году был издан приказ об окончании постройки здания для музея, к этому времени уже сильно пострадавшего от французских войск. Теперь было решено поместить в музей и художественные сокровища, находящиеся во дворцах Мадрида и Аранхуэса.

Вначале в Прадо было совсем немного картин — всего 311. Произведения отбирались для музея с особой тщательностью, совершенно не допускались картины с обнаженными фигурами. Сначала даже было издано специальное постановление сжечь такие картины, но потом их передали в закрытые помещения Академии Сан Фернандо. Постепенно количество картин в Музее Прадо начало возрастать. Значительно обогатило Музей разрешение взять часть картин из Эскориала и монастырей. Со временем Прадо становится все более независимым от королевского двора. В дирекцию Музея, кроме высокопоставленных лиц, входят люди искусства.

В 1868 году Прадо из королевского музея превратился в музей Мадрида. В 1927 году в дар Музею дон Сесаро Кабанес принес полотно Эль Греко «Иоанн Евангелист». Некоторые искусствоведы считают его самым привлекательным вариантом образа Иоанна Евангелиста — любимого ученика Христа — в ряде его многочисленных изображений у Эль Греко.

Из других картин Эль Греко в Прадо представлены «Сошествие Святого духа», «Святое семейство», «Крещение», «Вознесение», «Распятие».

Церковь Саграда Фамилия

Название храма переводится как святое семейство. Строительство этой церкви началось в 1884 году и продолжается до сих пор. Лет, может быть, через пятьдесят, когда сломают окрестные дома, давая простор взгляду, собор Саградла Фамилия будет выглядеть таким, каким его задумал в прошлом столетии Антонио Гауди: со всеми восемнадцатью башнями, в число которых входит и 170-метровый «Христос», и «Дева Мария», и «евангелисты», и «апостолы».

Церковь была задумана как символ незыблемости католической христианской веры и должна была стать средоточием целого комплекса зданий, главным образом, школ и других воспитательных учреждений. Незавершенная церковь известна во всем мире как главное творение знаменитого архитектора Антонио Гауди.

Своим неповторимым обликом это сооружение способно поразить кого угодно. Его грандиозный, с какой-то вулканической щедростью оформленный фасад «Рождество Христово» воссоздает традиционные мотивы христианского искусства, перевоплощая их в манере крайне оригинальной. Антонио Гауди был правоверным католиком, и в церкви Саграда Фамилия его вера обрела волнующее сюрреалистическое воплощение, ничуть не поступаясь религиозностью и благоговением.

Собор должен воплощать собою Новый Завет: таков был замысел. Символика всех форм церкви невероятно сложна, свой фантастический замысел Гауди пытался осуществить столь же необычными средствами. Он отказался от детальной разработки проекта, чтобы не стеснять свободной импровизации на строительной площадке.

Саграда Фамилия строится с 1883 года, но причина такого «долгостроя» отнюдь не в грандиозности проекта. Саграда Фамилия возводится исключительно на частные пожертвования и на скромные доходы находящего в нем музея.

Антонио Гауди руководил строительством собора 43 года, но ко времени его смерти был завершен только фасад одного из трансептов, увенчанный четырьмя шпилями, напоминающими муравейники термитов. Это был фасад Рождества.

Впоследствии было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь Саграда Фамилия после смерти Гауди. Было даже сделано несколько попыток продолжить творение гениального мастера, но они были так беспомощны, так неубедительны, что только подчеркивали необычайную пластическую выразительность и силу его искусства.

Монсеррат

Монсеррат дословно означает «распиленная гора». Вот уже почти тысячу лет Монсеррат — небольшой горный кряж в 30 километрах от Барселоны — является для каталонцев синонимом небесного заступничества и покровительства. Там, на высоте почти в тысячу метров, внутри монастыря, основанного в XI веке, хранится небольшая по размерам, вырезанная из дерева фигура темноликой Пресвятой Девы — Черная Мадонна.

Чудотворная скульптура прошла через все испытания, выпавшие на долю Каталонии. В периоды гонений на каталонскую культуру, когда Монсеррат подвергался опустошению, монахи-бенедиктинцы спрятали Черную Мадонну в труднодоступных горных тайниках. Слава о Деве Марии из Монсеррата пересекла океан имеете с монахом Бернатом Бойтом, сопровождавшим Колумба. Каждый из каталонцев считает своим долгом хотя бы раз в году подняться на Монсеррат и поклониться Черной Мадонне, или, как ее называют в народе, Моренетге — «Смуглянке». «Тот не будет счастлив в браке, кто не приведет свою невесту в Монсеррат», — говорят в Каталонии.

Достопримечательностями Валенсии являются знаменитые башни Серрано и Кварт, площадь-ансамбль де-ла-Вирхен, ультрасовременный Дворец Музыки, жемчужина валенсийского зодчества - рыбная биржа Лонха. Наиболее известен собор (XII—XIII вв.), построенный на фундаменте существовавшей когда-то здесь мечети. Его северный фасад украшают многочисленные статуи, среди них выделяются фигуры апостолов. Над ними — Дева Мария в окружении ангелов. К северному фасаду собора примыкает 68-метровой высоты восьмиугольная башня Мигелете (1380—1420), ставшая сегодня архитектурным символом Валенсии.

Интерьер собора поздний, он выполнен уже в стиле барокко. В соборе, в капелле дель Санто-Калис хранится одна из главных его реликвий: чаша Саграда Сена — легендарная чаша Святого Грааля.

Чаша, из которой Иисус Христос испил во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал после Распятия Его Кровь. с 1437 года эта чаша и хранится в Испании, в капелле дель Санто-Калис кафедрального собора города Валенсии.

Первый научный анализ предполагаемой «чаши Грааля» был произведен в 1960 году; тогда исследователи пришли к выводу, что она была изготовлена на Ближнем Востоке не ранее IV в. до н.э.. и не позднее I в. н.э. — то есть, время земной жизни Христа вполне укладывается в эту дату. В 1994 году появилось обширное исследование Мануэля Санчеса Наваррете, посвященное истории, легендам и традициям, связанным с чашей Саграда Сена. Прямых же свидетельств того, что именно эта чаша служила Христу и апостолам на Тайной Вечере, разумеется, нет.

Чаша Саграда Сена официально признана римско-католической церковью как великая христианская святыня. Папа Иоанн Павел II во время посещения Валенсии в 1982 году назвал чашу Саграда Сена «следом пребывания Христа на земле». Ежегодно в Страстной четверг, в канун Пасхи, по улицам Валенсии с этой чашей совершаются торжественные процессии верующих.

В соборе Валенсии находится множество работ великих испанских и итальянских художников: Риберы, Гоми, Никола Флорентино и др. Часть из них можно видеть в музее собора.

В Провинциальном музее изящных искусств Валенсии также можно увидеть множество — более 2000 — произведений испанского искусства, в том числе полотна Эль-Греко, Мурильо, Веласкеса, Гойи, а также Босха, Ван Дейка и других европейских мастеров. Это один из самых больших музеев Испании.

В Толедо среди достопримечательностей преобладают образцы архитектуры мавританского периода; готический собор (1227-1493) с 40 часовнями; готическая церковь Сан-Хуан-де-лос-Реес; Эль-Транзито - синагога, построенная в 1366 году, переделанная в церковь в 1492 году после изгнания из Испании евреев; церковь Санто-Томе, перестроенная из мечети XIV века; в храмах города находится большое количество работ известных испанских мастеров, в частности, Эль Греко; примечательна площадь Плаза-де-Зоко, на которой в средние века сжигали еретиков, сейчас это одно из любимых мест прогулок горожан и туристов.

Главные ворота Толедо — Ворота Солнца — были построены маврами в XII веке, однако в фундаменте моста заметна кладка еще древнеримской поры. Над входной аркой Ворот Солнца помещен резной медальон I la нем изображены женские фигурки, несущие на блюде отрубленную голову. Согласно преданию, некий оскорбил двух юных толедок. Узнав об этом, король Фердинанд II Святой приказал обезглавить преступника, а голову отдать оскорбленным девушкам.

Собор в Толедо является одной из самых грандиозных построек средневековой Енропы, уступая в размерах лишь соборам в Милане и Севилье. А по роскоши и торжественности внутреннего убранства ему нет равных по всей Европе.

Строительство собора велось около двухсот пятидесяти лет. Заканчивал собор в 1460-х годах. Храм построен из великолепного серого гранита.

Девяностометровая северная башня собора, сооруженная в 1380—1440 годах, определяет силуэт города. Южная башня осталась незавершенной. Внешне напоминал собой строгие готические соборы Франции, Толедский собор резко отличается от них оформлением фасадов и интерьера, где господствуют стили испанского ренессанса и «мавританский».

Чрезвычайно разнообразно выглядят фасады собора с тремя традиционными для готики порталами. Главный, центральный портал — Пуэрта дель Перлон, «Врата прощения», выполнен п позднеготическом стиле. Над центральным входом помещен рельеф «Облачение святого Иль-Дефонса Богоматерью». Святой Ильдефонс считался покровителем города, и его изображения были весьма популярны у городских скульпторов и резчиков по камню Портал «Часовые Врата» — украшают великолепные рельефы со сценами из земной жизни Христа и Богоматери. Трудно поверить, что эти рельефы высечены из камня — они напоминают скорее узорное шитье. В центре портала установлена скульптура Мадонны с младенцем.

Самый красивый – портал Львов. Прежде он назывался Врата Радости, а новое название получил после того, как его украсили фигуры львов. Монументальный портал с необыкновенной пышностью украшен виртуозной каменной резьбой.

Ощущение грандиозности собора многократно усиливается, когда зритель попадает в его внутреннее пространство. Своды храма опираются на ряды могучих колоннад. Свет льется через 750 окон, застекленных разноцветными витражами, и внутреннее пространство собора переливается оттенками лилового, пурпурного, синего, зеленого, оранжевого цветов. С этим причудливым освещением хорошо гармонируют разноцветный мрамор и яшма, из которых выполнено внутреннее убранство собора.

Музей Гуггенхайма

Город Бильбао, центр Страны басков, долгое время славился только многочисленными соборами и церквями, музеями и художественными галере-ями. Но в последние годы он украсился новой достопримечательностью, принесшей ему поистине мировую известность— музеем Гуггенхайма. Тысячи туристов со всего мира пересекают континенты и океаны, чтобы взглянуть на этот шедевр современной архитектуры и познакомиться с богатейшей коллекцией, хранящейся в его стенах.

Это уникальное здание, одетое в стекло и сверкающие на солнце листы титана, расположилось в центре города, на берегу реки Нервион. Оно занимает площадь 32 500 кв. метров и лежит на 16 метров ниже уровня городских построек. Удивительный футуристический силуэт музея рождает у разных людей самые разные ассоциации; одним постройка напоминает огромную фантастическую рыбину, другим — парусник, третьим — крушение поезда. Здание сравнивают с космическим кораблем, портальным краном, разводным мостом, экзотическим цветком... Но ни одна из этих ассоциаций не способна передать истинное впечатление от постройки, которую даже признанные специалисты называют «величайшим строением современности», «самым, фантастическим зданием мира».

В 1993—1997 гг. американский архитектор Фрэнк О. Гери создал проект этого музея. Идея архитектора заключалась в том, чтобы «подвести» город к дверям музея. Весь ансамбль в комбинации с рекой и заполненными водой водоемами выглядит подобно гигантской скульптуре, высящейся на фоне городской застройки Вода подобно защитному рву опоясывает здание, добавляя дополнительный слой восприятия. А высокий — 50 м в высоту — стеклянный объем центрального атриума служит точкой опоры для окружающих галерей, подобно стеблю, от которого в стороны отходят ростки.

Широкие, летящие ступени спускаются вниз к музейному вестибюлю. Этот прием позволяет нивелировать разницу высот между городским центром и уровнем реки. Большие, похожие на занавесы, стеклянные панели обеспечивают залы музея светом и одновременно делают здание практически прозрачным. Находясь в его стенах, испытываешь невероятное ощущение света и пространства.

Здание музея одето в тонкие сверкающие листы титана, теплого оттенка известняк и стекло. А экспозиция музея, где хранятся полотна Пабло Пикассо, Жана Миро, Василия Кандинского, в полной мере соответствует авангардистскому облику здания.

В Гранаде вниманию туристов предлагают остатки дворца-крепости маврских правителей; собор, построенный в 1523-1703 годах; недалеко от него часовня, в которой похоронены Фердинанд V и Изабелла I.

Собор в Гранаде

Собор в Гранаде задумывался его строителями как готический, с пятью нефами. Все здание собора невозможно охватить взглядом, так как он практически со всех сторон застроен домами. Слева от главного фасада собора находится недостроенная башня, справа — здание сокровищницы. Главным фасад ре долен на два яруса сильно выступающим вперед карнизам. Нижний ярус украшают многочисленные медальоны с резными рельефами, а второй ярус — установленные на карнизе статуи. Круглые окна на фасаде собора тоже воспринимаются как часть декоративного обрамления. По испанской традиции поверхности стены покрыты декоративными рельефами. Над куполом собора возвышается традиционный для Испании фонарная башня.

Портал «Врата прощения» в духе эпохи Возрождения является украшением всего собора. В работе над ним принимал участие скульптор Диего де Силоэ. Над аркой дверного проема помещены две аллегорические женские фигуры, олицетворяющие собой «Правосудие» и «Веру». Они держат большой щит с надписью, посвященной изгнанию мавров из Гранады и строительству собора.

Внутренняя планировка собора и его интерьер отличаются ясностью и четкостью, гармонией пропорций, он кажется светлым и просторным. Среди картин собора наиболее интересен и привлекателен цикл «Семь радостей Марии». В этих семи художественных полотнах ощутимо влияние классической, итальянской живописи.

Центр собора занимает Главная капелла. При входе в нее, слева и справа, установлены скульптуры коленопреклоненных короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Это особо почитаемые в Гранаде, да и во всей Испании правители, в царствование которых была открыта Америка и пала Гранада — последний оплот мавританского владычества. Над статуями Фердинанда и Изабеллы, в круглом обрамлении, помещены скульптурные бюсты Адама и Евы. Адам и Ева исполнены самим Алонсо Каяо. Оба бюста вырезаны из дуба и раскрашены.

Главная капелла представляет собой многогранник с двадцатью мощными колоннами-опорами. У подножия колонн стоят большие позолоченные статуи апостолов.

Маленькие капеллы окружают здание собора, как гирляндой. Среди многочисленных капелл наибольшей популярностью пользуется капелла Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа. В капелле хранится деревянная статуя Мадонны, изготовленная в XV веке, которая почитается чудотворной. Старинная легенда рассказывает, что именно благодаря ее помощи и заступничеству испанцам удалось взять Гранаду.

С южной стороны к храму примыкает Королевская капелла. Славу ей принесло знаменитое ретабло в главном алтаре .Цоколь ретабло украшают рельефы, рассказывающие о взятии Гранады испанцами, изгнании мавров и последующем крещении мусульманского населения юрода. Центральное место среди этих изображений занимает рельеф «Сдача Гранады», в котором на золотом фоне изображены стены и башни Альгамбры — дворца мавританских правителей города. Над цоколем, слева и справа, возвышаются статуи Изабеллы и Фердинанда Католических, которые теперь, как установлено, являются работой Диего де Силоэ. Статуи короля и королевы выполнены с портретной точностью. Все фигуры изготовлены из раскрашенного алебастра, и их отличают реализм и естественность сцен, поз и жестов.

В Королевской капелле находятся гробницы Изабеллы и Фердинанда.

Собор в Гранаде, соединивший в себе самые различные направления и стили испанской культуры, завершил последний большой этап в развитии классического испанского искусства золотого века.

В Кордове имеется собор, первоначально (в VIII - Х веках) бывший маврской мечетью, построенной на месте римского храма; руины маврского дворца-крепости; шестнадцатиарочный мост римского периода; самая большая мечеть Европы, перестроенная в 1236 году в христианский храм.

Кордовская мечеть

На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи арабскою владычества, многие из которых имеют мировое значение. А среди самых знаменитых храмов той эпохи выделяется мечеть в Кордове — одна из самых грандиозных построек ислама.

В 785 году эмир Абдурахман 1 выкупил у христианской общины Кордовы место, где стоила полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная еще во времена вестготского королевства, в V веке. На месте церкви эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие кластера из Багдада и Византии.

Стены, которыми окружена мечеть, образуют прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Эти стены выглядят бесконечными. Их высота колеблется от 8 до 20 метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается, стены достигают предельной высоты. Некогда вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца

С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила (XVIII в.).

Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети — так называемый Апельсиновый двор, с пятью традиционными фонтанами для омовения. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей Апельсиновый двор от внутреннего пространства мечети, а засадили двор ровными рядами деревьев.

180 х 130 метров – такую площадь занимает мечеть. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метров и создает захватывающее впечатление бесконечности.

Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. В Кордовской мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.

Первый кордовский халиф Абдурахман III в 951 году пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хикимом II (961—976). При нем были построены четырнадцать нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакимл 11, сделанный из самшита, эбена и едндалопого дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских историков, работал» шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети «комнату милостыни», где нуждавшиеся странники получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили из мечети для богослужения.

Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров. Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед ним была возведена сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный подпространством фантастический цветок.

Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купала заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арапские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором.

Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 году, когда мавров изгнали из Кордовы, здание мечети приспособили под христианский храм. Как и любой средневековый собор, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами — фамильными усыпальницами знатных испанских семей.

Самые существенные изменения облика мечети произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора Эрнана Руи-са внутри мечети была сооружена христианская церковь.

Жители Кордовы выступили против строительства церкви, и архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако посетив в 1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадиванно заметил, что ни за что вы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить — внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.

В Севилье известны такие достопримечательности, как королевский дворец 1181 года; готический собор (1402-1519) на месте мечети XII века; колокольня высотой 91 метр (бывший минарет); соборы города расписаны такими мастерами как Эль Греко, Мурильо.

Алькасар

Основание Алькасара относится к X веку, ко временам эмира Абдерахмана III. При Абу Якубе дворец был окружен стенами с башнями. Алькасар называли «вечным приютом весны». Ныне от древнего Алькасара остался только внутренний двор и часть стен. Все основные помещения были выстроены уже при короле Педро Жестоком в XIV веке, хотя строили их, как считают, мавританские мастера. Позднее, при Фердинанде и Изабелле Католических и при Карле V в постройку вносились многочисленные изменения.

Планировка Алькасара типична для мавританских дворцовых комплексов: большое количество помещений, расположено вокруг внутренних дворов. Самый большой по размеру двор Лас Донсельяс (Двор девушек, 22x17 м) был центром официальной жизни. Он был построен во второй половине XIV века. Согласно легенде, здесь был устроен смотр ста девушкам, полученным в уплату дани халифом Кордовы. Все сто были признаны прекрасными.

В помещениях вокруг так называемого Двора кукол происходила частная жизнь правителей. По преданию, в этом дворе был убит дон Фадрике по приказу своего брата Педро Жестокого в тот момент, когда свита оставила его одного.

В Зале послов происходили официальные приемы. Это самый интересный зал Алькасара. Раньше он назывался «Залом полуапельсина», так как его купол, созданный в 1420 году, выглядит половинкой разрезанного апельсина. Во дворе де Лас Бандерас (Двор знамен) при короле Педро Жестоком проводились судебные заседания.

Зал правосудия – это квадратное помещение (9x9 метров). Потолок украшен орнаментом и звездами, цветными фризами. Верхняя часть стен укришена фризом, на котором в нескольких местах повторяется арабская надпись: «Здешний правитель славится своей честью».

Во время церемоний король Педро восседал в Зале правосудия на каменном троне. Этот трон находился во дворце до XVI век, откуда он был вынесен по приказу Филиппа II.

Двор Монтериа (Двор охоты) известен легендой о четырех судьях, которых казнили по приказу Педро Жестокого: король застал их за дележом денег, переданных в качестве взятки им одним из осужденных: Головы судей были выставлены в Зале правосудия как устрашающее назидание остальным.

Гранада — наиболее «арабский» из всех испанских городов как по длительности пребывания под властью арабов, так и по числу сохранившихся от той эпохи исторических памятников. Альгамбра - самый знаменитый.

Альгамбра

Испания, хотя и европейская страна, но она связана с Африкой. Ее границы значительнее открыты со стороны Африки, чем со стороны Европы. Фауна, флора, колорит пейзажей и тип населения Испании скорее напоминают Африку, чем Европу. Постоянное соприкосновение с культурой мавров (жителей севера Африки, покоренных в VII веке арабами) придало ей особый колорит. Своеобразным характером отличается и архитектура Испании, в которой отчетливо заметно стремление к живописности и декоративности — чертам, отличающим мавританское зодчество.

До сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады — знаменитая Альгамбра («Красный замок»), выстроенная из красновато-розового кирпича. В настоящее время «Красный замок» является самым ярким образцом мавританского зодчества.

На главных воротах Альгамбры надпись: «Хвала богу. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его. Крепость — ничто без Аллаха». Некогда на камне возле арки мавританский кади (судья) один раз в неделю чинил здесь суд. Поэтому и ворота до сих пор называются «Судейскими».

Дворец возвышается над городом живописной массой крыш, взгромоздившихся друг на друга, башен и куполов, щетинится зубчатыми стенами. Когда-то Альгамбра была одновременно дворцом, крепостью и госпиталем для раненых. Стены башен настолько толсты, что оконные амбразуры кажутся небольшими комнатами.

Снаружи Альгамбра выглядит воплощением простоты, суровости и воинской мощи. Но как непохожа на внешний вид дворца его внутренняя отделка!

Полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим отливом кафелем. Стены сплошь украшены плоскостным орнаментом. Здесь царит безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчиняется необузданной, изощренной роскоши.

Строительство Альгамбры началось в 1238 году, но большинство сооружений, дошедших до нас, было возведено при султане с пространным именем Абу аль-Хаджадж Юсеф бен Абу аль-Валид Исмаил бен Фарх. Этот султан был поэтом, и свой дворец он сравнивал с картиной, которую художник написал для самого себя.

Лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен вокруг двух больших внутренних дворов - вот главная архитектурная особенность Альгамбры. В этом дворце восточные правители стремились воплотить свои представления о рае, райских садах, райской неге и райском блаженстве.

Первый двор Альгамбры — Миртовый, всю середину которого занимает прямоугольный бассейн. Водная гладь как бы заменила землю отраженным небом, лишь узенькие проходы оставлены между краями бассейна и зелеными полосками подстриженных мирт. Зелень обрамляет две аркады — одну настоящую, реальную, другую иллюзорную — отражение в воде. Вода и зелень — неотъемлемые части арабской архитектуры

Когда попадаешь во второй — Львиный двор Альгамбры, начинает казаться, что все невесомо, потому что мавританский зодчий в своем искусстве сдваивает, группирует по три-четыре бестелесные, бесплотные, напоминающие скорее точеное дерево, нежели камень, колонны. Соединяясь со струями фонтанчиков, они создают ласкающую душу «музыку». Недаром древняя легенда говорит, что многие песни Андалузии навеяны Альгамброй.

Каждая арка заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», — эти слова повторяются несчетное число раз. Лазурная, алая и золотая краски рябят в глазах, но ни один цвет не преобладает.

 

Орнамент выполнен из стукка — смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка.

Десять зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам

Вдоль одной из сторон Львиного двора располагается открытый «Зал трибунала» (его еще называют «Залом судебных заседаний», или «Залом королей»). Свое название он получил от картин на потолке, которые написаны какими-то особыми красками на кусках отлично выделанной кожи и прибиты к доскам тополевого дерева. Вопреки всем канонам ислама, в центре потолка изображены десять мужей в белых чалмах и просторных одеждах. Кто это? Арабские князья? Воины? Мудрецы или святые? Этого не знает никто. Роспись зала скорее похожа на декоративный ковер, вытканный на золотом фоне.

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.

В отличие от Константинополя, в Гранаде самую роскошную отделку получили жилые, а не официальные помещения дворца. Как ни велика пышность, «Зала судебных заседаний», ее превосходит роскошь большого зала в южной части Львиного двора, вокруг которого группировались комнаты халифа и членов его многочисленной семьи.

В этом дворце, столь подробно исследованном учеными, но по-прежнему загадочном, начинаешь по-настоящему понимать сказки «Тысяча и одной ночи».

Сады Хенералифе

Рядом с Альгамброй, на соседнем холме, расположена бывшая летняя резиденция мавританских властителей Гранады — Хенералифе, что означает «Высокий сад». Между стенами Альгамбры и холмом Хенералифе вьется каменистая дорога, подобная руслу реки. О возникновении Хенералифе существует поэтическая легенда: мавританскому королю было предсказано, что его сына постигнет несчастье от встречи с женщиной. И тогда король поселил сына в сады Хенералифе, чтобы он не встречал женских лиц.

Когда говорят о сказочных садах халифа, то в представлении невольно возникают сады Хенералифе. Хенералифе — это маленькая Алыамбра с обильными источниками, великолепными вековыми кипарисами (их появление относят еще ко временам владычества арабов). Рядом с этими почтенными старожилами растут прекрасные апельсиновые деревья. Аллея, которая ведет из Альгамбры в город, составляет часть обширных садов, раскинувшихся вдоль стен Альгамбры, Эти сады состоят в основном из вязов и платанов

Каждую весну в садах Хенералифе устраивается международный фестиваль музыки и танца. Концерты даются на естественном фоне зелени, цветов, каналов и фонтанов.

Альтамира

Альтамира — огромная пещера в стране Басков, в Кантабрийских горах, получившая всемирную известность своими древнейшими наскальными рисунками. Ее насыпают «Сикстинской капеллой первобытного искусства».

Пещера была случайно обнаружена в 1868 году. Спустя несколько лет ее исследованием занялся испанский археолог и спелеолог дон Марселино де Саутуола. Во время одного из посещений пещеры девятилетняя дочь Саутуолы неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки. Изучив их, ученый пришел к выводу: росписи Альтамиры — дело рук первобытного человека.

Открытие этого ярчайшего памятника палеолитического искусства стало настоящей сенсацией. Весь научный мир сначала резко выступил против выводов Саутуолы. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.

На двадцать лет альтамирские рисунки забыли. Между тем открытия настенных изображений в пещерах Европы множились. Об Альтамире вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных им на стенах пещеры Ля Мут (Франция).

Открытие рисунков в Альтлмире стало началом изучения пещерной живописи палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее на территории Франции и Испании.

Рисунки Алътамиры свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее.

Просторные залы знаменитой пещеры тянутся более чем на 280 метров. Изображения Альтамиры относятся к мадленской культуре позднего палеолита. Их возраст насчитывает 15,5 тысячи лет. Почти сразу от входа В мягкой глине пещерных стен появляются сплетения процарапанных линий, постепенно переходящие в головы и тела животных. Наряду с нарисованными и высеченными на скале фигурами зверей здесь есть и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческие тела. Рядом видны красно-коричневые отпечатки ладоней и знаки разнообразных форм, смысл которых не разгадан.

Самая интересная часть пещеры — «Зал Животных» (9х 18 м). Рисунки живо и с большой точностью воспроизводят быков, лошадей, ланей, кабанов. Длина фигур достигает 2,5 м. Рисунки выполнены черной, красной и желтой краской, древесным углем, а также вырезаны заостренным каменным орудием. Чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол.

И вот что замечательно: первобытные художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности. Несколько уверенных штрихов — и неровности скалы превращаются в мастерски исполненные изображения лежащих бизонов.

Почти девять десятилетий знаменитые пещеры Альтамиры были доступны для обозрения. Здесь был устроен первоклассно оборудованный музей. Но оказалось, что выдыхаемый посетителями углекислый газ и тепло человеческих тел в сочетании с искусственным светом настолько вредят наскальным картинам, что пещеры пришлось закрыть для массового туризма. Теперь попасть туда можно, только имея заранее полученное специальное письменное разрешение.

Достопримечательности других городов Испании также привлекают туристов со всего мира. В Ла-Корунья - "Башня Геркулеса" - действующий маяк, построенный еще древними римлянами; церковь Сантьяго (XII век); церковь Санта-Мария-дель-Кампо (ХШ век). В Памплоне - католический собор XIV века. В Сарагосе - собор Ла-Сео (XII - XVI века); собор Эль-Пилар (XVII век), в котором находится часовня с фресками знаменитых испанских мастеров; цитадель Касти-льо-де-ла-Альяферис - резиденция арагонских королей; здание биржи, построенное в XVI веке. В Саламанке - собор романского стиля (1140); Новый Собор (1513-1733); церковь св. Эстебана с алтарем, сделанным Хосе Бенито Черигуэрро в 1693-1700 годах; дворец XVI века. В Памплоне - католический собор XIV века. В Пальма-де-Мальорка (курортном городе на Балеарских островах) - готический собор, построенный в 1230 году; часовня со сводом работы известного архитектора Антонио Гауди; церковь Сан-Франсиско (XIII век); бывший королевский дворец. В Кадисе - большое количество образцов маврской архитектуры; собор середины XIII века; церковь Санта-Каталина, в которой находится неоконченная работа Мурильо «Замужество св. Екатерины» — художник умер, работая над ней.